Введите поисковый запрос!
16/01/23
РТК рассмотрела рекомендации по системам оплаты труда
РТК рассмотрела рекомендации по системам оплаты труда
23 декабря 2022 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Cтороны утвердили проект Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год.
23 декабря 2022 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В ходе заседания рассмотрен законопроект, касающийся пенсионного обеспечения военных пенсионеров, а также законопроект-спутник к проекту федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Кроме того, стороны рассмотрели проект Положения об объединённом Фонде пенсионного и социального страхования, и изменения в ряд актов по следующим вопросам: обучение по охране труда; организация профобучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан; финансирование мероприятий на развитие механизма независимой оценки квалификации и другие.

В заключение стороны утвердили проект Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, а также подвели итоги проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за 2021 год.

Далее подробнее о рассмотренных проектах нормативных актов.

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Изменениями предлагается исключить военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ в случае, если они самостоятельно обеспечивают себя работой, то есть относятся к индивидуальным предпринимателям, адвокатам, арбитражным управляющим, нотариусам. Тем самым данная категория лиц будет освобождена от уплаты обязательных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К военным пенсионерам относятся бывшие военные и сотрудники правоохранительных органов – МВД, ФСИН, МЧС и др. Одновременно данной категории лиц будет предоставлено право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда РФ от 11 октября 2022 года № 42-П.
Данным постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ положения отдельных законодательных актов, регулирующих вопросы пенсионного страхования, в той мере, в какой они не устанавливают гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, из числа военных пенсионеров.

При этом на данную категорию возложена обязанность оплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), хотя военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности на основании иного законодательного акта - в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I. 

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»

Законопроектом вносятся изменения в особенности регулирования труда с иностранными работниками и лицами без гражданства, отражающих положения проекта Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – основной законопроект).

Основной законопроект предполагает реформирование механизмов правового регулирования внешней трудовой миграции и заменит регулирование, осуществляемое Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В частности, основной законопроект предполагает изменения, касающиеся оснований и порядка пребывания иностранных граждан в РФ, а также переход к регулированию трудовой миграции посредством реестровой модели. Условием для работы в РФ для иностранного гражданина будет являться нахождение в реестре иностранных работников, а условием для привлечения иностранного гражданина к работе для работодателя будет являться - нахождение в реестре работодателей, привлекающих иностранных работников.

В обеспечение данных изменений в особенностях регулирования труда иностранных граждан будут уточнены и дополнены следующие вопросы.

1) Сведения, которые указываются в трудовом договоре, а также перечень документов, предъявляемых при приёме на работу. В трудовом договоре необходимо указать сведения о едином документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина на территории РФ, с электронным носителем информации, а также о действительной учётной записи в реестре иностранных работников. Кроме того, наряду с реквизитами полиса добровольного медицинского страхования можно указать реквизиты полиса обязательного медицинского страхования.

2) Особенности временного перевода, отстранения от работы работника, прекращения с ним трудового договора, выплаты выходного пособия. Уточнения учитывают то, что основанием для привлечения к работе является действительная учётная запись в реестре иностранных работников, которая действует в отношении определённых в этой учётной записи должностей и может быть прекращена либо окончена истечением срока действия. Аналогично, из электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, может быть исключён работодатель.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о правлении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации»

Проектом постановления предлагается утвердить Положение о правлении Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее – СФР), которое определяет состав правления СФР, порядок его формирования, компетенцию, порядок организации его деятельности, принятия решений и его оформления.

Состав формируется из 35 человек. В составе фигурируют на основе ротации по шесть представителей от общероссийских объединений профсоюзов и от общероссийских объединений работодателей. Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в три года.

В ходе обсуждения были высказаны предложения о необходимости конкретизировать функции СФР в части формирования резервов по каждому виду страхования в рамках бюджета СФР и организации независимой актуарной оценки бюджета СФР.
По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Одновременно, сторона профсоюзов и сторона работодателей отметили целесообразность  рекомендовать вновь созданному правлению СФР в рамках реализации п. 11 Раздела III «Компетенции Правления» Положения о правлении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поставить вопрос о формировании резерва по каждому виду страхования.
Также представителям сторон Комиссии, входящих в правление СФР, по итогам 2023 года поручено провести мониторинг работы правления СФР и направить в секретариат Комиссии для рассмотрения в рамках РТК.

Минтруду России предложено направить в секретариат РТК проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности и Стандарта актуарной деятельности «Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» для рассмотрения в рамках РТК.

Кроме того, сторона работодателей обратилась к стороне Правительства с предложением в возможно короткие сроки разработать проект НПА о создании совета при Правительстве Российской Федерации по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, совершенствованием деятельности СФР, и внести его на рассмотрение РТК в установленном порядке.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Проект разработан в связи с созданием единого Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее – СФР).

Проектом постановления предлагаются изменения в несколько постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Изменения предлагают замену наименования фонда – СФР вместо ФСС РФ.

Дополнительно, из Положения об оплате дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве, исключаются нормы о запросе в ПФР сведений для назначения страхового обеспечения в связи с объединением информационных систем ПФР и ФСС.

Также в Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев вводится норма, что в 2023 году сумма страхового резерва формируется на основании отчёта об исполнении бюджета ФСС за 2022 год.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»

Проектом постановления планируется внести изменения в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 года № 2464.

В Правилах предлагается уточнить требование о прохождении работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов по охране труда. Данное требование предполагается ограничить случаем, года в соответствующих нормативных правовых актах Минтруда России прямо предусмотрено требование о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда.

Также в соответствии с изменениями предлагается при оценке среднесписочной численности работников в организациях, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, не учитывать работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» на развитие механизма независимой оценки квалификации, создание и поддержку функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров»

Изменения предлагаются в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» на развитие механизма независимой оценки квалификации, создание и поддержку функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2017 года № 1633.

Данной субсидией обеспечивается мероприятия по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по созданию и поддержке функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, актуализации профстандартов и др.

Проектом постановления предполагается конкретизировать показатели, необходимые для оценки достижения результатов предоставления субсидий, непосредственно в самом тексте Правил. Сейчас показатели устанавливаются Минтрудом России в соглашении о предоставлении субсидий.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

7. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в пункт 3 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»

Изменения предлагаются в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 года № 369.

Мероприятия охватывают широкий круг граждан (в их числе лица предпенсионного возраста; женщины с детьми до 7 лет, зарегистрированные в службе занятости безработные, работники, находящиеся под риском увольнения и др.). Мероприятия реализуются тремя  федеральными операторами – Ворлдскиллс Россия, РАНХиГС, Томский государственный университет, которые занимаются координацией программ обучения на всей территории РФ.

Изменениями предлагается сократить численность участников мероприятий по организации профессионального обучения и доппрофобразования, а также перераспределить численность участников между тремя федеральными операторами.
Сокращение числа участников вызвано сокращением финансирования из резервного фонда Правительства РФ на соответствующие мероприятия и обусловлено тем, что показатель численности безработных показывает динамику снижения.
 
Члены РТК согласились с проектом постановления.

8. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 376»

Изменения предлагаются в постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 года № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах».

Проектом постановления предлагается установить, что до 1 июля 2023 года в г. Москве регистрационный учёт граждан в целях поиска работы и безработных граждан, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных услуг в сфере содействия занятости осуществляется с использованием регионального информационного ресурса.

Согласно пояснительной записке данное изменение обеспечит поэтапный переход пользователей региональной платформы на федеральную единую цифровую платформу «Работа в России».

Члены РТК согласились с проектом постановления.

9. О проекте Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – Единые рекомендации) устанавливаются ежегодно во исполнение статьи 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Проект Единых рекомендаций на 2023 год заменяет Единые рекомендации, принятые на 2022 год.

Текст Единых рекомендаций включает нормы, определяющие общие подходы к регулированию оплаты труда всех бюджетников, а также разделы, посвящённые особенностям формирования систем оплаты труда отельных категорий бюджетников (работники государственных и муниципальных учреждений, работники сферы здравоохранения, педагогические работники, работники сферы культуры и спорта и др.).

В новой редакции документа изменения коснулись в основном отдельных категорий бюджетников. 

В отношении педагогических работников уточнены нормы, касающиеся определения объёма учебной нагрузки педагогических работников. Включены нормы, касающиеся особенностей оплаты труда тренеров-преподавателей, переведённых на эти должности с должностей тренеров в связи с принятием Федерального закона № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ).

Также дополнены нормы об оплате труда работников сферы здравоохранения. Включена норма о необходимости учитывать при определении систем оплаты труда выплат за наставничество в отношении молодых специалистов, а также порядок установления стимулирующих выплат работникам за оказанные услуги женщинам в связи с материнством и детям в течение первого года жизни. Исключены нормы, связанные с реализацией пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников.

В ходе обсуждения озвучивалась инициатива по дополнению Единых рекомендаций новым разделом по оплате труда в сфере ЖКХ. С данной инициативой в этом году выступили отраслевой профсоюз и отраслевое объединение работодателей. В проект Единых рекомендаций такой раздел не вошёл. По данному вопросу принято решение о продолжении работы над включением соответствующего раздела в следующем году. 

Члены РТК утвердили Единые рекомендации.

Одновременно, Минстрою России предложено совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения провести консультации по согласованию формулировок раздела «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства» с целью завершения его доработки и включения в Единые рекомендации на 2024 год. Также Минстрою России предложено провести мониторинг в субъектах Российской Федерации по государственным и муниципальным учреждениям сферы ЖКХ и размеру средней заработной платы в них, направив соответствующий запрос в субъекты Российской Федерации.

Секретариату РТК поручено в недельный срок после утверждения и подписания Единых рекомендаций направить их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, а также в «Российскую газету» и журнал «Социальная политика и социальное партнёрство» для опубликования.
За пределами основной повестки заседания члены РТК рассмотрели несколько дополнительных вопросов.

Так, члены РТК поручили стороне профсоюзов и стороне работодателей оперативно рассмотреть проект постановления Правительства Российской Федерации «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» и проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Также всем трём сторонам РТК до 1 марта 2023 года поручено провести анализ реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы и направить информацию в секретариат РТК.

29/11/12
В среду, 28 ноября, в Москве состоялось совместное заседание четырех рабочих групп Российской трехсторонней...
27/08/21
23 июля 2021 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых...
20/04/17
В Сочи состоялось выездное заседание Российской трехсторонней комиссии, проходившее в рамках...
Новости LabourStart
Ссылки: профсоюзы и сфера труда