Введите поисковый запрос!
18/07/22
РТК рассмотрела поправки в Трудовой Кодекс
РТК рассмотрела поправки в Трудовой Кодекс
24 июня текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Был обсуждён проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
В ходе заседания были обсуждены итоги исполнения федерального бюджета за 2021 год, а также основные характеристики бюджетов ПФР, ФСС, ФОМС на 2023-2025 годы.

Также рассмотрены законопроекты по вопросам обеспечения государственной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, а также уточнения условий выплаты пособия по безработице лицам предпенсионного возраста.

Кроме того, рассмотрены проекты постановлений Правительства РФ, касающиеся следующих вопросов: уточнение Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании виз; утверждение работы Государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», утверждение Правил взаимодействия информационной системы работодателя и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в связи с введением в Трудовой кодекс РФ норм об электронном кадровом документообороте.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.   

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской  Федерации» (в части обеспечения государственной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности)

Законопроектом предлагается в Федеральном законе о промышленной политике предусмотреть новое полномочие Минпромторга России по утверждению перечня работ, услуг, выполняемых государственными фондами развития промышленности, создаваемыми Российской Федерацией, в целях оказания финансовой и иных видов поддержки.
Согласно пояснительной записке изменение вызвано обобщением правоприменительной практики, которая показала, что отсутствие соответствующего нормативно установленного перечня влечёт введение субъектами РФ новых видов и подвидов парков-получателей поддержки с разным набором функций, что негативно отражается на прозрачности расходования ими средств и невозможность оценки результатов оказанной поддержки.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Одновременно Минпромторгу России предложено представить для рассмотрения в рамках РТК подготовленный к утверждению проект перечня работ, услуг, выполняемых государственными фондами развития промышленности.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Законопроектом предлагается уточнить условия выплаты пособия по безработице лицам предпенсионного возраста.
В 2018 году были внесены изменения в Закон о занятости населения, вступившие в силу с 2019 года. 
В числе изменений – возможность установить лицам предпенсионного возраста повышенный (максимальный) размер пособия по безработице в размере 11 280 рублей.

Однако принятые изменения не предполагали применение такой возможности к этой же категории лиц, если они признаны безработными ранее 2019 года.

В связи с чем, законопроект направлен на устранение разницы в регулировании размера пособия по безработице лиц пенсионного возраста, признанным безработными до 2019 года и после этой даты.

Соответствующее уточнение планируется в часть 1 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон о занятости населения, создавшего неравенство правовых статусов лиц предпенсионного возраста.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

3. О проекте федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2021 год»

Законопроектом предлагается утвердить итоги исполнения Федерального бюджета за 2021 год, которое осуществлялось в соответствии с с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – ФЗ № 385-ФЗ).

Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2021 год составило:

- по доходам – 25 286 377,6 млн рублей (134,8% к объёму доходов, установленных ФЗ № 385-ФЗ);
- по расходам – 24 762 100,4 млн рублей (115,1% к бюджетным ассигнованиям, утверждённым ФЗ № 385-ФЗ).

Профицит федерального бюджета за 2021 год составил 524 277,2 млн рублей или 0,4% ВВП.
В доходах отмечается увеличение доли нефтегазовых доходов по отношению к ВВП на 2,0 % и сокращение ненефтегазовых доходов на 0,2%.

В структуре доходов консолидированного большая часть приходится на налоги на прибыль и доходы (22,8%) и страховые взносы на обязательное социальное страхование (18,7 %).

В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2021 году наибольший удельный вес составили расходы на социальную политику (34,0%); национальную экономику (15,4%); здравоохранение (11,6%).

При этом в расходах федерального бюджета наибольший удельный вес составили расходы на социальную политику (27,0%); национальную экономику (17,6%); национальную оборону (14,4%).

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

4. О проекте основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

В основе проекта основных характеристик бюджета ПФР на 2023-2025 гг. – базовый прогноз Минэкономразвития России от 17 мая 2022 года и действующее регулирование в сфере социального страхования.

В части доходов планируется их рост: в 2023 году - 12 432, 53 млрд рублей; в 2024 году – 13 030, 81 млрд рублей; в 2025 году – 13 626 млрд рублей.

Предполагается сокращение суммы трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование (ОПС): в 2023 году - 671,5 млрд рублей; в 2024 году – 420, 9 млрд. рублей; 112 млрд. рублей.

В части расходов планируется их рост: в 2023 году - 12 394,72 млрд рублей; в 2024 году – 12 996,78 млрд рублей; в 2025 году – 13 594, 78 млрд рублей.

Также в бюджет закладывается рост расходов на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2023 году – 12 185, 97 млрд рублей; в 2024 году – 12 782, 7 млрд. рублей; 13 377, 86 млрд. рублей.

Бюджет планируется профицитный в части накопительной составляющей.

В материалах по вопросу представлены основные показатели пенсионной системы в 2023-2025 гг. В частности, можно обратить внимание на следующие цифры:

Прожиточный минимум пенсионера вырастет с 12 786 до 14 110 рублей.
Размеры индексации (увеличения) пенсий: страховые пенсии – 6,8 % (2023 г.); 6,1 % (2024 г.); 7,7% (2025 г.); фиксированная выплата к страховой пенсии - 6,8 % (2023 г.); 6,1 % (2024 г.); 4 % (2025 г.); социальной пенсии - 6,8 % (2023 г.); 6,1 % (2024 г.); 4 % (2025 г.).
Сокращение среднегодовой численности получателей страховой пенсии: с 38,23 млн. человек в 2023 году до 37,73 млн. человек в 2025 году.
Рост получателей социальной пенсии: с 3,31 млн. человек в 2023 году до 3,37 млн. человек в 2025 году.

Члены РТК согласились в основном с проектом основных характеристик бюджета фонда, учитывая предварительный характер прогноза.

Одновременно координаторам сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту основных характеристик бюджета фонда, а секретариату РТК - направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минтруд России и ПФР.

5. О проекте основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

В основу проекта основных характеристик бюджета ФСС на 2023 год также положен базовый прогноз Минэкономразвития России от 17 мая 2022 года и действующее регулирование в сфере социального страхования.

В прогнозном периоде планируется рост доходов бюджета ФСС с 1 097, 1 млрд. рублей до 1 282, 82 млрд. рублей и рост расходов бюджета с 1 042, 23 млрд. рублей до 1 229, 96 млрд. рублей.

Трансферты бюджету ФСС из федерального бюджета на обеспечение нестраховых обязательств государства вырастут с 187,72 млрд рублей до 207,92 млрд рублей.

Планируется профицит бюджета ФСС: 54,87 млрд рублей; 43,1 млрд. рублей; 52,86 млрд. рублей. При этом в 2023 году профицит планируется как по обязательному страхованию временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и по страхованию от несчастных случаев на производстве. В 2024 - 2025 гг. планируется дефицит в части обязательного страхования временной нетрудоспособности и в связи с материнством и профицит по страхованию от несчастных случаев на производстве.
Для покрытия дефицита по обязательному страхованию временной нетрудоспособности и в связи с материнством, планируется использовать средства профицита по страхованию от несчастных случаев на производстве.

Члены РТК согласились в основном с проектом основных характеристик бюджета ФСС, учитывая предварительный характер прогноза.

Одновременно отмечена целесообразность отразить в проекте основных характеристик бюджета ФСС, что для погашения дефицита средств страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо использовать трансферт федерального бюджета.

Кроме того, координаторам сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту основных характеристик бюджета ФСС, а секретариату РТК - направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минтруд России и ФСС.

6. О проекте основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

В основе проекта основных характеристик бюджета ФОМС на 2023-2025 гг. – базовый прогноз Минэкономразвития России от 17 мая 2022 года и действующее регулирование в сфере социального страхования.

Общий объем доходов бюджета ФОМС прогнозируется на 2023 год в сумме 3 436, 6 млрд. рублей; на 2024 год – 3 315, 8 млрд. рублей; на 2025 год – 3 528, 5 млрд. рублей.

Общий объём расходов бюджета ФОМС прогнозируется на 2023 год в сумме 3 361, 4 млрд. рублей; на 2024 год – 3 362, 8 млрд. рублей; на 2025 год – 3 556, 57 млрд. рублей.

Таким образом, бюджет ФОМС планируется с профицитом в 2023 году и дефицитом в 2024-2025 году. Для покрытия дефицита будут использоваться переходящие остатки профицита от 2023 года.

В пояснительной записке отмечено, что расчёт произведён исходя из численности застрахованных по ОМС лиц на 1 января 2022 года в количестве 144 590,3 тыс. человек, в том числе работающего населения – 63 730 тыс. человек, неработающего населения – 80 860,3 тыс. человек. По сравнению с 1 января 2021 г. численность застрахованных уменьшилась на 475 тыс. человек, в том числе работающего – на 50,8 тыс. человек, неработающего населения – на 424, 2 тыс. человек.

Также отмечено, что планируемый размер субвенции из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС учитывает необходимость сохранения соотношения заработной платы медработников (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597).

Члены РТК согласились в основном с проектом основных характеристик бюджета фонда, учитывая предварительный характер прогноза.

Одновременно координаторам сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат Комиссии замечания и предложения к проекту основных характеристик бюджета фонда, а секретариату РТК - направить указанные замечания и предложения для рассмотрения в Минздрав России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

7. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере»

Проектом постановления Правительства РФ предлагается утвердить Положение о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».

Положение определяет основные задачи и функции, структуру, участников Единой платформы и их полномочия, а также порядок обеспечения доступа к сведениям, правила информационного взаимодействия с иными информационными системами, правовой режим информации и программно-технических средств.

Цель Единой платформы - обеспечение оптимизации оказания государственных услуг и осуществления государственных функций Минтрудом России, ПФР, ФСС и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В частности, Единая платформа исключает необходимость межведомственного взаимодействия между указанными органами, что сократит сроки предоставления услуг и минимизирует необходимость предоставления гражданами документов.

Координатором единой цифровой платформы будет выступать Минтруд России.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

8. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу»

Проектом постановления предлагаются изменения в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, пребывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 № 800 (далее – Правила).

Предлагается увеличить с 30 % до 50 % размер резерва квоты, с учётом которой Минтруд России представляет в Правительство РФ проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников на основании визы.

В соответствии с Правилами данная потребность определяется исходя из предложений субъектов РФ по числу иностранных работников, к которым  прибавляется резерв квоты от числа заявленных иностранных работников.

В пояснительной записке в качестве обоснования сообщается, что с 2013 года работодатели получили возможность обратиться за квотой в течение года, что привело к ежегодному снижению первоначально устанавливаемой квоты, а, следовательно, и резерва квоты. 

Данное регулирование приводит к невозможности корректировать квоту тем работодателям, которые направили свои заявки после утверждения квот на соответствующий год, реализуют важные инвестпроекты.

В ходе обсуждения со стороны профсоюзов высказана позиция, что в ситуации экономической неопределённости смягчение требований в сфере привлечения иностранной рабочей силы содержит риски для занятости российских граждан.

В связи с чем, сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддержала проект постановления в связи с высокой неопределенностью ситуации в экономике и риском увеличения напряженности на рынке труда.

В свою очередь, сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, поддержала проект постановления.  

Кроме того, членами РТК региональным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовано рассматривать вопросы, связанные с использованием резерва квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также резерва квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу.

9. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил взаимодействия информационной системы работодателя и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Проект постановления подготовлен в целях реализации норм Федерального закона от 22 ноября 2021 года № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», которым введены нормы об электронном документообороте в сфере трудовых отношений.

Правилами предлагается урегулировать порядок взаимодействия информационной системы работодателя и портала госуслуг. 
Правила будут распространяться на работодателей, которые приняли в порядке, предусмотренном частью второй статьи 22.2 ТК РФ, решение об использовании информационной системы работодателя в целях осуществления электронного документооборота в сфере трудовых отношений (далее – электронный документооборот).

Основание взаимодействия – положения статей 22.1 и 22.2 ТК РФ. 

Правилами предполагается обеспечить выполнение следующих функций:

- предоставление работнику направления или лицу, поступающему на работу, возможности направления работодателю сообщений, уведомлений и сообщений, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;  
- обеспечение возможности размещения на портале госуслуг документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде; 
- направление в личный кабинет работника на портале госуслуг документов, подписанных работником простой электронной подписью в электронной системе работодателя.

Выполнение данного функционала будет обеспечиваться посредством подключения подсистемы единого личного кабинета на портале госуслуг с внешней информационной системой работодателя. Передача сведений будет осуществляться с использованием системы  межведомственного электронного взаимодействия. 

На портале госуслуг в личном кабинете работника или лица, поступающего на работу, будет доступен функционал, обеспечивающий подписание и направление  документов в личный кабинет работодателя на портале госуслуг. 
Электронные документы в (из) информационной системы работодателя на портал госуслуг будет передаваться автоматически.
Для работодателя необходимо подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия, для работника – регистрация на портале госуслуг.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Заслушано сообщение Д.Г. Конончика - помощника Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова о проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – проект федерального закона).

Законопроектом предполагается дополнить Трудовой кодекс РФ положениями, предоставляющими Правительству РФ полномочие при введении специальных мер в сфере экономики устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

По итогам обсуждения были отмечены позиции сторон.

Сторона работодателей, учитывая пакетный характер законодательных изменений, поддержала проект федерального закона в предложенной редакции.

Сторона профсоюзов концептуально поддержала проект федерального закона, учитывая пакетный характер законодательных изменений, одновременно отметив, что считает целесообразным дополнить проектируемые изменения статьи 252 Трудового кодекса РФ новыми частями третьей и четвёртой следующего содержания:

«В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, работникам устанавливаются компенсации и гарантии в порядке, размерах и на условиях, которые определяются локальными нормативными актами с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Срок действия особенностей правового регулирования трудовых отношений, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации, определяется с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Однако позиция профсоюзов не нашла отражения в принятом Федеральном законе от 14.07.2022 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

14/04/15
Министерство транспорта РФ опубликовало законопроект, претворение в жизнь которого поставит точку в...
25/12/13
Сегодня, 25 декабря, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко от имени КТР поставил свою подпись...
30/11/12
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в целом выразило поддержку позиции КТР по...
Новости LabourStart
Ссылки: профсоюзы и сфера труда