Введите поисковый запрос!
02/05/17
Покорительница Арктики: первый рейс во льдах Севморпути
Анастасия Перегудова закончила элитную «Макаровку» по специальности «судовождение», а после заключила свой первый контракт, чтобы уйти в первый рейс аж в Арктику. Но и там она доказала, что справляется с обязанностями штурмана не хуже мужчин.
Хотя женщин в торговом судоходстве по всему миру менее 2% от общего числа моряков, а гендерные стереотипы продолжают вставать на пути девушек к заветной мечте о карьере в море, многие не только не сдаются, но и выбирают для работы один из сложнейших регионов – Арктику. Яркий пример - Анастасия Перегудова. Несмотря на все трудности, с которыми юной морячке пришлось столкнуться во время обучения в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и прохождения практики, Анастасия, получила долгожданный диплом по специальности «судовождение» в 2016 году. А после заключила и свой первый контракт, доказав, что с обязанностями штурмана она справляется не хуже мужчин. А ведь проверка ее ждала нешуточная – в первый рейс девушка ушла на танкере «Совкомфлот» RN Arkhangelsk, работающем в тяжелых ледовых условиях Севморпути.

Еще на старших курсах ГУМРФ Анастасия Перегудова попала в целевую группу «Совкомфлота», благодаря чему смогла пройти практику в компании «СКФ Юником» на судне Liteyny Prospect. Анастасия оказалась прилежной ученицей, быстро осваивала азы работы штурмана на практике, что не могло не остаться незамеченным ни на судне, ни в компании. Вскоре после получения диплома и недолгого ожидания распределения, Настя заключила свой первый контракт и отправилась в рейс на танкере RN Arkhangelsk, перевозящем нефть с Новопортовского месторождения.

Поначалу Анастасии пришлось столкнуться со стрессом, недосыпом и многими другими проблемами, которые зачастую преследуют «новичков» в первые месяцы работы. В силу того, что новоиспеченная помощница капитана совсем недавно окончила вуз, она быстро смогла отметить для себя основное отличие между тем, что она делала во время учебной практики, и официальной работой в рядах комсостава. По словам девушки, заключается оно, в первую очередь, в отношении к работе и своим обязанностям:

– При прохождении практики мы точно так же занимались и заполнением журналов и всей остальной документацией, но никогда не ставили свою подпись, а потому и ответственность за ошибки не несли. С нас взятки были гладки. А теперь, приступив к работе, я в полной мере смогла ощутить весь груз ответственности. Поняла, что нужно быть крайне внимательной и скурпулёзной в работе. 

«Для меня важна поддержка экипажа»

Со временем Анастасия привыкла и к своему новому графику (вахту девушка несла с 4 до 8 утра и с 16 до 20 вечера) и к работе с документами, с которыми, будучи курсанткой ГУМРФ, сталкиваться ей не приходилось. Девушка уверена, что справиться со всеми трудностями ей помогла любовь к профессии и, конечно же, дружные отношения с экипажем в целом и ком-составом в частности.


– Практически каждый день я сталкивалась с чем-то новым и непривычным. Безусловно, во всем можно разобраться, но для этого потребуется какое-то время. К тому же никто из нас не застрахован от ошибок, и в первое время их обычно совершают немало. Именно поэтому для меня была так важна поддержка экипажа: я могла спокойно задать любой вопрос и точно знала, что в совете мне никто не откажет. За это я безмерно благодарна, – говорит Анастасия. – Куда сложнее мой организм привыкал к вахтам. Поспать я люблю, и вставать к четырем утра было сложно. Сразу вспоминались времена, когда на судне я была кадетом, и у меня было право отпроситься. Теперь это непозволительно. Непривычным стало еще и постоянное отсутствие солнца: идешь спать – темно, просыпаешься к вахте – опять темно. Не поверите, какое счастье я испытала, когда впервые за долгое время почувствовала на себе солнечные лучи. Все это время меня поддерживали коллеги, которые не скупились на улыбки и добрые слова. Это еще больше укрепило меня во мнении, что все можно пережить и перетерпеть, если тебя окружают хорошие люди.

Пребывание на судне не доставляло Анастасии неудобств – на борту RN Arkhangelsk есть все, что нужно для жизни, включая полностью оборудованный спортивный зал. Девушка не смогла не отметить и работу повара: «В этот раз кормили просто отменно». Недостатка в снабжении тоже не было – его экипаж получал при заходе в порт Мурманска.

– Компания выдавала нам все, что нужно для жизни и работы, и всегда старалась сделать это, как можно быстрее. Например, когда возникла необходимость в зимней спецодежде, так как мы пошли на Север, где морозы порой достигали -50 градусов. Компания доставила ее моментально. Конечно, со мной отделу снабжения пришлось повозиться – утепленная обувь для моряков 36 размера встречается нечасто, – со смехом вспоминает Анастасия. 

– То же самое случилось и с рабочей одеждой – размерный ряд там начинается с 48 размера, так что я в ней просто тонула. Экипаж посмеивался надо мной, но исключительно по-доброму. Боцман и другие члены экипажа тут же принесли мне кофты и свитера, чтобы я надевала их под мою необъятную куртку и не застудилась.

Новогодние «приключения»

В этом рейсе Анастасии впервые в жизни довелось праздновать Новый год на судне, в Обской губе, в окружении не родственников, а членов экипажа. Но ведь не зря говорят, что экипаж – семья, а потому праздник оставил только теплые воспоминания. 

– Был накрыт очень красивый и богатый стол: салаты, фрукты, несколько видов горячих блюд, и про торт не забыли! Отметили по местному времени, после чего команда продолжила работу, так как у нас был запланирован отход из Обской губы.

Дальнейшие события в итоге превратились в одно из самых ярких воспоминаний Анастасии за весь рейс. Своеобразные «приключения», в которые попали моряки, были напрямую связаны со специфичными погодными условиями Севморпути, что не удивительно – суровая северная природа никому не дает возможности расслабиться. 

– На Севморпути мне довелось работать со «Штурманом Альбановым» и «Штурманом Малыгиным», но именно после Нового года мы с экипажем поняли, насколько велики их возможности в качестве ледоколов: наш «Архангельск» попал в ледовый плен, и они торили нам дорогу, пока не подошел атомный ледокол, – вспоминает Анастасия. – Тогда выход судна из Обской губы затянулся на семь дней в связи с тяжелой ледовой обстановкой, торосы доходили до двух метров. Движение нашего судна было бы невозможно без помощи «Штурманов» и атомного ледокола. Их мощь восхищает, появляется чувство гордости за наш флот. Анастасия до сих пор с восторгом вспоминает о спасении из ледяного плена, как и обо всем рейсе в целом: 

«Многие думают, что работа в северных широтах однообразна и рутинна. Но это не так: Север уникален и с первых мгновений завоюет сердце любого, кому посчастливится там оказаться». 

Всему свое время

Засиживаться в должности «бумажного» помощника Анастасия не собирается и уже нацелилась на должность третьего помощника капитана.

– Обязанности третьего помощника затрагивают куда более интересные сферы, и в первую очередь я говорю о safety – на тебе лежит ответственность за безопасность членов экипажа. Когда ты трудишься в этой должности, то можешь наглядно увидеть результаты своей деятельности. Конечно, работа с документацией тоже важна, и я уверена, что на судне она все равно во много раз интереснее, чем та же самая работа на берегу, но все-таки я понимаю, что в ближайшем будущем хочу взять на себя более серьезные обязанности, – говорит Анастасия. – Если мне предложат эту должность, то я от нее ни в коем случае не стану отказываться. Ну, а пока главное помнить – всему свое время. 

На основе материала «Морского профсоюзного вестника» 

06/10/18
Профсоюзы, Центр социально-трудовых прав и ученые НИУ ВШЭ в ходе совместного исследования пришли к выводу,...
01/06/17
Комиссия Конфедерации труда России по гендерному равенству выступила с заявлением к Международному дню...
25/01/21
Особый интерес для профсоюзной работы представляет раздел сборника о численности и составе рабочей силы,...
Новости LabourStart
Ссылки: профсоюзы и сфера труда