Введите поисковый запрос!
28/03/17
КТР поддержала позицию авиапрофсоюзов
В Москве состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии (РТК). По его итогу на доработку был возвращен проект постановления Правительства об аттестации специалистов авиаперсонала, который вызвал множество вопросов профсоюза авиадиспетчеров. Также обсуждались два законопроекта. Один из них вносит изменения в закон об образовании, которыми производится замена показателя, используемого для расчета расходов на оплату труда педагогов. Второй касается программ субъектов РФ, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов.
В Москве состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии (РТК). По его итогам на доработку был возвращен проект постановления Правительства об аттестации специалистов авиаперсонала, который вызвал множество вопросов профсоюза авиадиспетчеров. Также профсторона высказалась против чрезмерного смягчения требований к работодателям, желающих принять участие в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов. И против изменений в закон об образовании, которыми производится замена показателя, используемого для расчета расходов на оплату труда педагогических работников, на меньший, и ранее внесенных изменений в требования о составлении статистической отчетности о средней зарплате, позволивших снизить уровень, до которого необходимо повышать зарплаты бюджетников согласно «майским указам».

Заседание РТК состоялось 24 марта. В его рамках были обсуждены проект постановления Правительства и два законопроекта.

1. Проект постановления Правительства предлагал утвердить порядок аттестации специалистов авиационного персонала для реализации требований Воздушного кодекса РФ.

Данный проект вызвал ряд вопросов у Федерального профсоюза авиационных диспетчеров, которые были поддержаны КТР. Правила расходятся с уже установленными требованиями к подтверждению квалификации для отдельных категорий авиационного персонала, в частности для диспетчеров. Так, в отношении диспетчеров действуют специальные федеральные авиационные правила, которыми предусмотрена иная периодичность подтверждения квалификации, а также установлен общий запрет на проведение дополнительных проверок (за рядом исключений, прямо оговоренных в федеральных авиационных правилах). Между тем, проект Правил аттестации персонала не определяет нормы о соотношении с уже установленными специальными требованиями к отдельным категориям авиационного персонала. 

Отдельные вопросы вызвала норма проекта документа, регулирующая порядок включения в состав аттестационной комиссии представителя профсоюзной организации. Как отметили в профсоюзе авиадиспетчеров, это не соответствует требованиям Трудового кодекса РФ. А именно, Правила не определяют, представитель какой конкретно первичной профсоюзной организации включается в состав комиссии: той, в которой состоит аттестируемый работник, или любой действующей в организации. И, более того, позволяет включать в состав комиссии представителя иного представительного органа работников.

В ходе заседания РТК проект был встречен и другими многочисленными замечаниями со стороны профсоюзов, представляющих работников, относящихся к различным категориям авиационного персонал гражданской авиации. В итоге, было принято решение вернуть проект нормативного правового акта в Минтранс России для доработки.

2. Первый законопроект предполагает внесение изменений в закон об образовании. А именно замену действующего показателя «средней заработной платы» для определения расходов на оплату труда педагогических работников, на другой – «среднемесячный доход от трудовой деятельности». Для первого показателя учету подлежит зарплата, начисленная только у юридических лиц. Однако при расчете второго учету подлежат также зарплата, получаемая работниками у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. А поскольку уровень оплаты труда у двух последних категорий работодателей ниже, чем у юридических лиц, то и сам показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности» оказывается ниже, чем показатель «средняя заработная плата».

Такая замена разработчиками законопроекта мотивируется постановлением Правительства 2015 года, который в число статистических показателей вводит показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности». После чего, именно данный показатель стал использоваться для оценки выполнения «майских» указов Президента в части повышения уровня оплаты труда бюджетников.

Следует отметить, что профсоюзная сторона ранее возражала против принятия отмеченного постановления Правительства, предвидя такое развитие событий. Законопроект, предполагающий замену одного показателя по средней зарплате на другой был встречен замечаниями. В частности, была отмечена необходимость реального повышения оплаты труда, а не при помощи изменений в системе статистической отчетности о средней зарплате.

3. Второй законопроект касался программ субъектов РФ, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов. Такие программы предполагают предоставление финансовой поддержки работодателям, осуществляющим инвестпроекты на территории субъектов и нанимающих для этого работников. Региональные программы стали возможны после принятия в 2014 году государственной программы «Содействие занятости населения», а также введения в Закон о занятости ряда соответствующих норм. Однако должного эффекта принятые изменения в закон о занятости не принесли, работодатели не проявили значительной активности.

Законопроект предлагает смягчить требования к работодателю, который заявляется для участия в региональной программе. А также внести ряд изменений в государственную программу и упростить процедуру согласования региональной программы с межведомственной комиссией, образуемой на федеральном уровне.

Профсоюзная сторона высказалась о чрезмерности смягчения ряда требований к работодателю. Так, проект предполагает исключить такие условия как отсутствие задолженности по заработной плате на стадии включения в программу, а также обязательство не производить сокращения численности и штата работников. Также проект предполагает возможность заключения срочного трудового договора с работником, принимаемым в рамках программы, на срок не менее двух лет при действующем требовании для такого договора - не менее трех лет.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам. 


10/01/22
23 декабря 2021 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию...
05/10/19
В ходе очередного заседания члены РТК рассмотрели проекты нормативных актов по широкому кругу вопросов, в...
24/04/23
31 марта текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию...
Новости LabourStart
Ссылки: профсоюзы и сфера труда